Как выбрать франшизу

С чего начать свой бизнес26.04.2018

Как не ошибиться, выбирая франшизу

Итак, решение принято, и вы хотите приобрести магазин по франшизе. Предложений много, а денег обычно не очень. Как понять, какая франшиза лучше, где успех от инвестиций более вероятен?

2.png

Поговорите с франчайзи

Самое главное, что мы рекомендуем, это поговорить с действующими франчайзи. Открытый добросовестный франчайзер зачастую сам предложит вам воспользоваться такой возможностью и предоставит контакты своих партнеров. Чем мы советуем вам поинтересоваться у них в первую очередь? Доволен ли франчайзи работой с франчайзером? Выполняет ли франчайзер свои обязательства в полном объеме или реальность расходится с обещаниями?

Насколько цифры, называемые франчайзером соответствуют реальности? Зачастую, недобросовестные франчайзеры могут в завышать обороты в несколько раз, занижая при этом объем инвестиций, или выдавать обороты второго или третьего года работы магазина, когда он уже вышел на свой нормальный уровень, за изначальные.
Регулярны ли поставки товара?
Какие плюсы и минусы видит франчайзи в работе со своим партнером?
По нашему мнению, стоит поговорить с несколькими франчайзи, для большей полноты и объективности картины

.
Остров 10 метров 139.078 рублей.png

Оцените франчайзера

Второе, о чем вам стоит позаботиться, это оценить самого будущего партнера. Покупка франшизы как вступление в брак. От того, насколько адекватно вы сможете оценить друг друга вначале, зависит будет ли ваш союз успешен и долгосрочен или закончится едва начавшись. Хорошим признаком будет, если франчазер будет не только оценивать вас, серьезность ваших намерений, опыт, готовность к инвестициям и соответствие идеям и ценностям бренда, но и сам будет открыт с вами. А именно, предоставит вам полную, достоверную и исчерпывающую картину того, что вас ждет:

  • на какие выручки вы можете рассчитывать и как быстро сможете на них выйти;

  • какие инвестиции потребуются, на что и как быстро они окупятся;

  • как строится взаимодействие с франчазером и его ключевыми сотрудниками (например, можно ли консультироваться напрямую со специалистами отдела маркетинга или финансового отдела по возникающих у вас вопросам);

  • какие выплаты за право пользования брендом вам предстоят: первоначальный (паушальный) взнос (и что вы за него получаете) и роялти, фиксированное в абсолютном выражении или в виде процента от оборота. Роялти может и не быть совсем, но при его значительной величине желательно, чтобы он был выражен в виде процента с оборота. Во-первых, потому что у многих бизнесов, например, у чайного, есть выраженная сезонность. Во-вторых, потому что в этом случае франчайзер больше заинтересован в развитии вашего бизнеса, чем в случае с фиксированной платой.

  • какие льготы в условиях сотрудничества вы можете получить (например, скидки от закупочных цен для франчайзинговых партнеров);

  • должна ли ваша система учета быть соединена в общую сеть с остальными магазинами франчайзинговой сети и, следовательно, должны ли вы будете следовать общим учетным правилам;

  • насколько строго относятся в компании-франчайзере к соблюдению их стандартов.

Зачастую невыясненные позиции по данному вопросу оборачиваются взаимными претензиями - одних к несоблюдению условий сотрудничества, других к невозможности выполнить все требования в условиях, например, российской глубинки;
на какую материальную и консультационную помощь и обучение вы можете рассчитывать.
Например, некоторые франчайзеры помогают в поиске помещения и переговорах с ТЦ, предоставляют контакты поставщиков оборудования и строителей, передают некоторое оборудование, технологии и рекламные материалы бесплатно, закрепляют за вами персонального консультанта, помогают с обучением персонала. Не лишним будет узнать, как часто франчайзи открывают вторые, третьи и т.д. магазины, и как часто они закрывают их, на какие показатели выходят собственные торговые точки франчайзера, если они есть.
Все цифры вам необходимо проверить на логику и согласованность самостоятельно, а также в ходе общения с действующими франчайзинговыми партнерами компании. Помните, что открытие франчайзингового магазина должно обойтись вам дешевле, чем открытие собственного.

Стоит уточнить и юридические вопросы: зарегистрированы ли товарные знаки, есть ли патенты, какие ограничения и условия выхода из договора устанавливает головной партнер.
4-01.png

Оцените свой рынок

Третий важный блок вопросов заключается в оценке собственного рынка и соответствия франчайзинговой точки его текущим возможностям и потенциалу. Вам стоит задуматься о следующем:

  • какова будет ваша целевая аудитория в данном городе, достаточно ли она велика и платежеспособна;
  • в чем ее потребности и мотивы — почему она будет приходить к вам, если вы откроете этот франчайзинговый магазин;

  • есть ли у вас конкуренты уже сейчас и кто они; будете ли вы помогать друг другу «разогревать» рынок, привлекая на него все новых и новых клиентов, или будете только перетягивать их между собой, взаимно ослабляя друг друга;

  • доступны ли вам поставщики мебели, оборудования, сопутствующих товаров, достаточно ли в вашем городе торговых площадей подходящего для вашего будущего магазина формата.

Что ж, подведем краткий итог того, что стоит оценить вам, чтобы не прогадать с покупкой франшизы:
1. действующих франчайзинговых партнеров и собственные магазины вашего потенциального франчайзера;
2. открытость, полноту и достоверность информации предоставляемой франчайзером касательно финансовых и управленческих аспектов вашего будущего сотрудничества;
3. местный рынок и его соответствие бизнес-модели той франшизы, которую вы собираетесь приобрести.



Улитина Мария Руководитель отдела развития

12 лет в чайном бизнесе. Помогла 267 партнерам открыть свой чайный магазин. Расскажу про все детали