Музыка в чайном магазине — важное условие хороших продаж.
Совершая покупки, мало кто задумывается о том, что повлияло на его решения в магазине. Однако, многие так называемые «уловки маркетологов» оказывают существенное влияние на наши чувства и разум в момент продажи. Музыкальное оформление магазина одна из таких «уловок».
Почему музыка обязательно должна быть в чайном магазине?
Ответ прост — потому что музыка положительно влияет на продажи. И вот каким образом:
- Музыка увеличивает «заходимость». Исследователи давно обнаружили, что покупатели охотнее заходят в магазины, из которых доносится какое-либо музыкальное сопровождение, чем в те, в которых стоит полная тишина. Наши собственные наблюдения также подтверждают этот эффект. Особенно это важно в магазинах стрит-формата. По нашим оценкам, разница в количестве посетителей до того, как у магазина появилось наружное музыкальное оформление, и после достигает 3 раз!
- Спокойная, неторопливая, расслабляющая музыка увеличивает время пребывания покупателя в магазине. Она уводит его от насущных проблем, как бы помещая во вневременную капсулу атмосферы магазина, в которой продавец становится для посетителя штурманом и капитаном. По данным исследований, продолжительность пребывания покупателей в магазинах, в которых звучит музыка, увеличивается на 34%.
- Музыка среднего и медленного темпа увеличивает время визуального контакта покупателя с продуктами. Это особенно важно в таком «визуальном» товаре как чай. Ведь известно, что что многие покупатели чая и кофе любят и выбирают этот продукт «глазами», а не только на вкус и аромат.
- Правильно подобранная музыка создает и поддерживает атмосферу магазина и бренда, что помогает укреплять лояльность покупателей, а значит в будущем приведет к росту продаж.
- Музыка помогает скрасить ожидание, настраивает на спокойный лад и неторопливый вдумчивый выбор товара. Это весьма актуально в чайно-кофейной рознице, где процесс выбора и продажи не быстр сам по себе, а зачастую приходится подождать, пока продавец обслужит предыдущего покупателя. Музыкальное сопровождение поможет покупателю отвлечься, расслабиться и не нервничать, ожидая своей очереди.
- Музыка улучшает настроение покупателей (и продавцов!) и это тоже работает на лояльность и продажи. Исследования показывают, что благодаря благоприятной обстановке в магазине повышается регулярность и продолжительность посещения магазина, желание рекомендовать его другим, и что немаловажно для чайно-кофейной розницы, она оправдывает высокие цены.
Какой должна быть музыка в чайном магазине?
Вот пять наших главных рекомендаций:
- Музыка должна соответствовать ценностям бренда и целевой аудитории. Это, возможно, самое важное, о чем вы должны думать, выбирая музыкальное оформление магазина. Мы в «Товариществе чаеторговцев» выбрали для магазинов под брендом «Унция» классическую фортепьянную музыку. Она соответствует стремлению наших покупателей к избранности, элитарности, особости, изысканности и даже аристократизму, и это объединяет наших покупателей разных возрастов, полов и профессий. Но мы не рекомендуем классику всем. У вас может быть магазин под собственным брендом или магазин «Vintage», другая аудитория и другие ценности. Главное определить их, и подобрать соответствующую музыку.
- Музыка должна быть нейтральной, то есть более менее приятной для широких слоев населения. Например, классическую музыку, возможно, не все любят, но вряд ли она вызывает у кого-то желание поскорее покинуть магазин.
- Будет лучше, если музыка будет без вокала. Потому что наша задача помочь покупателю отрешиться от повседневных забот и сосредоточиться только на покупке. Но если уж вам совершенно необходим вокал, стоит обходиться без острых тем в текстах композиций: горя, несчастной любви, одиночества и т. п. Пусть это будут песни не на русском и английском, а на каком-нибудь менее распространенном языке. Например, магазинам «Vintage» могли бы подойти старые французские мелодии.
- Музыка должна быть не быстрой. Как мы упоминали, быстрые мелодии заставляют людей делать все быстро. Это противоречит неторопливому характеру самой продажи в чайном магазине, а также сокращает время пребывания человека в магазине и время визуального контакта с товаром, что негативно может отражаться на продажах.
- Музыка должна быть негромкой. За громкими звуками продавец и покупатель попросту не смогут услышать друг друга, и это может помешать продаже. В атмосфере громкой музыки может быть неприятно находиться, и покупатель попросту постарается поскорее уйти. В то же время, громкость должна быть такой, чтобы музыка были заметна, создавала атмосферу и погружала покупателя в нее.
Сколько музыки нужно?
Мы рекомендуем иметь плейлист на 10-12 часов непрерывного проигрывания (на рабочую смену). И менять ее хотя бы раз в полгода. Продавцы тоже люди, и слушать одно и тоже месяцами надоедает. Это может отражаться на настроении и эффективности работы персонала в отрицательную сторону. Кроме того, оставленный без контроля заскучавший продавец может просто выключить музыку совсем или включить свою, необязательно подходящую.
Еще одна полезная практика, которую применяем мы в «Товариществе чаеторговцев», формировать праздничный новогодний плейлист и менять музыку на новогоднюю в преддверии праздника.
Юридические моменты
На любую музыку, созданную менее, чем 70 лет назад, существуют авторские права (например, классическая музыка по большей части уже считается достоянием общественности и авторских прав на нее ни у кого нет). Кроме того бессрочно существуют смежные права - права исполнителей и издателей на фонограмму. Чтобы не нарушать авторских и смежных прав на проигрываемые вами композиции вы должны обратиться в Российское авторское общество (РАО) и Всероссийское общество интеллектуальной собственности (ВОИС), которые уполномочены от лица правообладателей заключать договора на коммерческое использование музыкальных произведений и взимать за это плату (в случае, если композиции уже более 70 лет, обращаться необходимо только в ВОИС).