Готовим сани летом: чек-лист работы магазина в высокий сезон (люди и магазин)

Развитие чайного бизнеса07.03.2018

IMG_6049.JPG

Чек-лист продавца розничного магазина

Как мы уже писали, Новый Год (как и прочие "подарочные" праздники, такие как 8 марта и День Учителя, период, в который чайный магазин может сделать большие выручки. Или упустить момент. Тут уж все зависит от организации и подготовки. Самое обидное, из-за чего теряются выручки в предновогодний период – это уже не мастерство и знания продавцов – это технические моменты...

  • Готовность оборудования. Весы меряют точно, есть вторые/третьи/четвертые; кассы: поставить дополнительный терминал, проверить качество печати чеков, достаточность расходных материалов (пакеты, клип-ленты, ленты, визитки); телефоны работают, чтобы отвечать клиентам о режиме работы и наличии товара; интернет оплачен, связь надежная; кофемолки и кофе машины – смазать, починить, настроить, обучить новых сотрудников.
  • Мерчандайзинг (сюда входит и раскладка товара, и оформление интерьера, и витрина): новогоднего настроения много не бывает, поэтому чем более праздничным и уютным будет выглядеть магазин – как изнутри так и снаружи, -тем больше людей зайдет, и тем дольше времени они проведут внутри! Отлично работают нарядные «зазывалы» перед магазином. Например, в период между наплывом покупателей можно встать самому или с продавцом, и громко говорить о том, какие у вас отличные подарки! Обратите внимание на свой магазин как обычный покупатель: заметно, что вы продаете чай и кофе? А видно, что у вас классные подарки? Если нет – внесите изменения на витрине (таблички, примеры товара и т.п. отлично помогают).
  • Выкладка подарков: основная ошибка – пытаться продать в Новый Год чай и кофе, который не очень хорошо идет в обычные дни. Вы потратите на это больше времени, а покупатель будет доволен с меньшей вероятностью, чем если бы он получил «хит продаж» за эти же деньги. Поэтому убирайте с полок долой банки с чем и кофе, которые продаются так себе, посуду крупную и ту, которая дублируется. И ВСЕ место пусть займут готовые подарки. Чем больше подарков будет в прямом доступе покупателя, тем больше вы их продадите. Не миксуйте разные ценовые категории: пусть дешевые подарочки стоят в одном месте, средние – в другом, дорогие – в третьем. Готовность подарков – одна из самых важных составляющих чек-листа розничного магазина.
  • Подготовка заранее собранных подарков. Когда думаете над подарочной линейкой и начинаете заранее крутить подарки, чуть большее внимание уделите дешевым подаркам, потому что у них худшая пропорция затраченного времени и полученной выручки. А вот как доппродажа они всегда заходят на ура – даже после банального вопроса «а любимому учителю в школу / коллегам / соседям у нас есть вкусные подарки за 200 рублей!»
  • Персонал. Подготовьте своих людей морально к тому, что магазин сильно изменится. Если раньше можно было довольно долго разговаривать с покупателями, были долгие передышки между наплывами посетителей, то сейчас очередь будет в магазине бОльшую часть времени, и, если потерять контакт с покупателем (даже просто вовремя не поздороваться), он уйдет в другой магазин. До 15 ноября не поздно принять решение о найме дополнительных сотрудников на сезон, а вот поиск и обучение лучше завершить до 10 декабря. До середины ноября хорошо бы составить график работы на весь период до конца новогодних праздников. Там же можно прописать зоны ответственности: Маша отвечает за встречу и приветствие покупателей, Света – за чистоту прилавка, и чтобы не было «дыр» в выкладке. Очень хорошо провести беседу с сотрудниками о правилах проверки купюр, мошенничестве, возможности воровства в магазине во время большого скопления народа. Очень важно поставить финансовые цели сотрудникам и рассказать, какие выручки и как влияют на их зарплату! 

IMG_6050.JPG

Полезные лайфхаки:

  • Не забывайте, что ваши сотрудники – тоже люди, и им тоже хочется праздника, поэтому балуйте их мандаринками, конфетами, а то и бокалом шампанского после смены. И еще – повесьте подробный чек-лист проверки розничного магазина на видном месте в подсобке – пусть его выполнение будет не только вашей рутиной, но и своеобразным интересным квестом для сотрудников.
  • Сделайте видеозапись в магазине в тот момент на Новый Год, когда в нем есть большая очередь. Поверьте, это не пустяк – показать новичкам во время подготовки к сезону, что из себя представляет ваш чайный магазин перед Новым Годом. Отношение может резко поменяться с «да что там уметь-то» на «научите меня, как с этим работать»!
В картотеке Товарищества Чаеторговцев есть очень подробный чек-лист проверки розничного магазина, с деталями и прописанными датами начала и окончания разных бизнес-процессов, поэтому, став партнерами компании, у вас появится дополнительный «помощник» в том, чтобы заработать максимум в высокий сезон.

Улитина Мария Руководитель отдела развития

12 лет в чайном бизнесе. Помогла 267 партнерам открыть свой чайный магазин. Расскажу про все детали