Продавец в чайном магазине: каким он должен быть и что должен знать и уметь.
Кто может наилучшим образом понять, что хочется вашему клиенту именно сегодня, предугадать или сформулировать желание, растерявшегося в чайно-кофейном изобилии покупателя? Кто может точнее, «вкуснее» и поэтичнее описать вкус, цвет и аромат чая и кофе? Кто может тверже и убедительнее отмести все сомнения покупателя насчет преимуществ и цены товара и лучше других обаять и окружить его заботой? И кто имеет больше всего шансов все это с треском провалить? Продавец в чайно-кофейном магазине — один из ключевых элементов продажи и от его результативности работы зависит и ваш успех. Поэтому особенно пристальное внимание стоит обратить не только на подбор ассортимента, но и на подбор вашего розничного персонала.
Какие личные качества продавца важны для чайного магазина?
Исходя из нашего многолетнего опыта подбора и взращивания продавцов для наших розничных магазинов «Унция», мы можем рекомендовать вам следующее:
- Мы обращаем внимание на то, чтобы у нашего потенциального продавца была активная жизненная позиция. Желательно, чтобы это был увлекающийся, интересующийся разными сторонами жизни, имеющий хобби и увлечения человек. Такие люди способны увлекаться тем, что делают, черпают в этом вдохновение и энергию. Подумайте сами, у кого вам было бы приятнее совершить покупку? У человека, который увлеченно и с энтузиазмом рассказывает вам о чайно-кофейных новинках, интересуясь тем, что нравится именно вам, или у того, кто, сидя с потухшим взглядом, скупо цедит слова себе под нос, отбывая свою рабочую смену? Немаловажно и то, что люди с активной жизненной позицией склонны по своей инициативе совершенствовать окружающую их действительность, если они видят поле для таких преобразований. Они находятся «на переднем крае» работы с клиентами и могут многое вам рассказать и улучшить, если захотят.
- Мы советуем брать в продавцы людей экстравертного склада характера, тех, кому нравится общаться с людьми, и у кого это легко получается. Ведь работа продавца на 99% и состоит из установления контактов и общения. Бывает однако, что на собеседование приходят люди, которые хотят, наоборот, преодолеть свои внутренние барьеры. И для этого намеренно идут продавать. Не бойтесь стать полем для такого эксперимента, если человек полон решимости и, вам кажется, что он способен быстро обучаться искусству продаж.
- Ищите тех, кто любит продавать. Кому нравится сам процесс продажи и кто стремиться получить результат. В чем-то это люди конкурентные, соревновательные. Опыт при этом не самое важное. А иногда он лишь помеха, если человеку приходится забывать старые стандарты и усваивать новые.
- Обращайте внимание на тех, кто умеет правильно говорить, ясно и четко излагать свои мысли. На общение с покупателем у продавца лишь толика времени, и от того, насколько ясен и убедителен он будет, во многом зависит его успех.
- Мы обращаем внимание на внешний вид потенциального продавца. В продажах важны опрятность и приятная внешность. При этом в ряде случаев мы допускаем некоторые особенности (например, дреды, пирсинг), если всем остальным критериям кандидат соответствует идеально. Но вид продавца, конечно, не должен быть пугающим или отталкивающим для покупателей.
- Розничные продажи не терпят застоя и отсутствия новаций. И это находит отражение в работе продавцов. Поэтому ваш успешный кандидат должен быть человеком гибким, готовым приспосабливаться к постоянным изменениям в своей работе и ее регламентах.
При этом пол и возраст продавцов может быть разный. В нашей сети работают и студенты и люди за 35. Молодежь в среднем гибче, активнее и легче увлекается, им больше нравится продавать и общаться. Но многие из них совмещают работу с учебой, и в сезон это негативно отражается на продажах. Текучка среди молодежи выше.
Люди более старшего возраста, возможно, не имеют преимуществ молодых сотрудников и несколько более консервативны, зато они более стабильны и надежны в плане работы.
Что должен уметь продавец?
Как мы уже сказали, у нас нет жестких требований к опыту кандидата. Это может быть человек и вовсе без опыта продаж, всю жизнь потреблявший чай в пакетиках и кофе 3-в-1. Иногда отсутствие опыта является преимуществом, потому что в любом случае нового продавца вам придется всему обучать.
По нашему опыту, мы рекомендуем на первые 2-3 недели приставить к новичку опытного сотрудника, который будет его учить. Это будет его стажировка, за время которой он должен изучить следующее:
- получить знания о товаре, по крайней мере основном. Мы в «Товариществе чаеторговцев», например, на этом этапе делаем акцент на изучении чайного ассортимента в большей степени, чем кофейного. Будущему продавцу необходимо знать особенности произрастания и производства чая, особенности регионов его произрастания, особенности и конкурентные преимущества сортов;
- научиться работать с кассой;
- знать основные процессы, связанные с продажей (взвешивание, упаковка и т. д.), а также он должен научиться быстро ориентироваться в магазине (знать, где что лежит).
По окончании стажировки мы рекомендуем провести аттестацию, чтобы проверить полученные на этом этапе знания и определить последующие шаги.
В дальнейшем все наши продавцы совершенствуют знания по товару и продажам, проходят обучение упаковке подарков и раз в полгода проходят аттестацию. В среднем обучение занимает одну или полторы смены в месяц.
Вы можете использовать элементы нашей системы отбора и обучения продавцов, а можете разработать и использовать свою, но мы настоятельно рекомендуем вам пристально отбирать кандидатов и не останавливаться в процессе обучения и аттестации вашего продающего персонала. Ведь в этом залог успешных продаж вашего магазина.