Значение формирования торгового ассортмимента в магазинах: заветы для каждой товарной группы

Ассортимент чайного магазина19.03.2018

Все предприниматели понимают, что формирование ассортимента товаров в магазине – это процесс поступательный, состоящий из многих этапов: первичный подбор, продажи, анализ, повторный подбор с корректировками, снова продажи, аналитика, корректировки, и так до бесконечности. Не бойтесь совершить ошибку в первую свою закупку: единственное, чем вы рискуете – это «замороженные» в плохооборачиваемом товаре деньги. Зато ошибки вам предоставят уйму информации, с которой вы сможете формировать все более успешную товарную линейку. 

KON_8244.jpg

Работы по первичному подбору товара можно условно разделить на несколько этапов:

  • Подбор поставщиков: на первом этапе удобнее всего законтрактовать одного поставщика, который поможет подобрать сбалансированный ассортимент по всем товарным группам, даст рекомендации по ценовой политике, по способам размещения товара. Конечно, возможностями по такой подробной консультации обладают не так много оптовых поставщиков. Не хочется излишне хвалиться, но чайная компания «Товарищество Чаеторговцев» - действительно удобный партнер на старте чайно-кофейного бизнеса – и товарная линейка качественная, эксклюзивная, выверенная, и информационная поддержка со всех сторон.
  • Чтобы подобрать ассортимент чая в магазине и кофейную линейку, первое, что вам нужно сделать – это оценить количество полко-мест, то есть количество банок, которое влезет в стеллажи в один ряд. Потому что как бы соблазнительно ни было поставить много вкусненького и интересненького, тесная выкладка и неудобный доступ к банкам не помогут вам продать больше. Наша рекомендация на первом этапе остановиться на 80-120 позициях весового чая и 25-35 позициях зернового кофе. И не стесняйтесь по первости делать упор на ароматике, занимая ей 50% и больше в линейках кофе и чая.
  • Посуда. Основное, что вас здесь интересует – функциональность, церемониальность, супер-эксклюзивный дизайн (не все вместе, а хотя бы один из критериев). Поверьте, за сервизами в цветочек люди скорее пойдут в специализированные магазины или гипермаркеты для дома. Примеры хорошего выбора: чайники типа Гунфу или Вавилон – для чая, гейзерные кофеварки – для кофе, доска с набором посуды для китайской церемонии, несколько видов сит, чашек и заварочных кружек. Если ваша посуда стоит в О’Кее или Ашане, вы пропали – разница в цене между вами и гиперами будет проецироваться на весь ассортимент.
  • Сладости – та же история, что и посуда. Оптимально – если сладости развесные, причем не продающиеся нигде, кроме спецрозницы. Еще лучше – если они забрендированы чайной компанией, потому что тогда будет видно: и чай хороший, значит и в качество сладостей тоже вложились. И настоятельно рекомендуем: не старайтесь в своем чайно-кофейном магазине тут же организовать кафе с пирожными, потому что пирожные и все скоропортящиеся продукты – это очень сложный для работы товар, со своей системой списаний, санитарно-эпидемиологическими рисками. Не нужно вам это, особенно поначалу.
  • Емкости для заваривания. Очень важно подобрать емкости разного размера (от 25 до 100-150 грамм), причем вы можете держать совершенно разные дизайны – для того чтобы понять, что лучше смотрится у вас на полках, и что больше привлекает именно вашу аудиторию. Не лишним будет учить клиентов, что хранить чай даже в металлизированном пакете на клип-ленте допустимо не более 1 недели, потом он начинает выдыхаться и терять свои свойства. Поэтому продавая более 50 грамм, намекните, что в емкости он дольше будет радовать.
  • Прочие материалы – это расходники, типа пакетов, клип-лент и наклеек на пакеты. Старайтесь придерживаться классического дизайна, не кричащего и не пошлого – потому что даже достойное качество воспринимается хуже, если оно подано в пакете с этикеткой, аляпистой и с размытым тестом. Например, в Vintage мы остановились на бежево-коричневой гамме и барочных вензелях. За Унцией закрепили крафт-пакеты и ручную подпись пером на пакете. Все это стало элементами не только стиля, но и визуальным подтверждением качества продукта.

_MG_0874.JPG
Основной вывод, который вы должны сделать на первом этапе подбора товара для себя – не бойтесь совершать ошибок, зато бойтесь уйти в сегмент товаров гипермаркета. А вот про то, как исправлять первые ошибки – в следующем блоке, про постпродажную аналитику.





Улитина Мария Руководитель отдела развития
maria

12 лет в чайном бизнесе. Помогла 267 партнерам открыть свой чайный магазин. Расскажу про все детали