Как собрать толковый ассортимент чая. Чайная товарная матрица

Ассортимент чайного магазина23.03.2018

Ассортимент чая в магазине – вечно меняющийся и непостоянный.

Есть мнение, что, открывая чайный бизнес, главная задача, которая стоит перед предпринимателем – это правильное формирование ассортимента чая в магазине. Мысль кажется очень логичной, но она на самом деле далеко не так однозначна; чайная компания «Товарищество Чаеторговцев» убедилась в том, что подбор сортов чая для своей товарной линейки – процесс нескончаемый и никогда не прекращающийся, поэтому на первом этапе подбора товара вы можете (и будете) совершать ошибки.

_MG_1500.JPG 

Что же мы тогда суемся с советами, если сами еще не до конца сформировали свою товарную линейку? А потому что на каждом новом этапе развития чайного бизнеса появляются все новые знания про то, какой ассортимент чайного магазина позволяет максимизировать количество довольных постоянных покупателей и прибыль. Коротко про все придумки и открытия, которые мы сделали за 15 с лишним лет опыта рассказать довольно сложно, поэтому совет такой: прочитайте здесь тезисное руководство, и потом обязательно записывайтесь на обучения, которые проводят титестеры компании – лишней информации для профессиональных «чайников» там уж точно нет. Ну и у менеджеров просите подобрать вам, что будет продаваться лучше – у них много статистики перед глазами, да и хороший вкус в чае. К этой статье, кстати, как раз приложил руку опытный категорийный менеджер по чаю.

Анализ ассортимента чая, реализуемого в магазине: самая важная подготовительная работа

_MG_9343.jpg

Основные вехи, когда вы подбираете ассортимент чая в магазине – это проверка качества, потом – проверка выбора чая у оптовой компании, потом – поверка цены, потом – проверка добросовестности поставщика, потом уже заказ; и, что важно – этот цикл действий нужно совершать регулярно!

  • Проверка качества чая у поставщика производится просто: выпишете несколько магазинов, которые кажутся вам наиболее классными и близкими вашему «магазину мечты», и обойдите их методично, пробуя на аромат и рассматривая чай. Говорите с продавцами, выясняйте, какие сорта самые популярные, и кто поставщик. Прикиньтесь экспертом – как будто вы старый чаевед, и все фирмы вы знаете хорошо, и для вас это важный параметр при покупке в магазине. Наиболее популярные сорта и прикупить можно – чтобы потом и в свой магазин такие заказать.
  • Проверка ширины ассортимента: в некоторых оптовых прайс-листах по чаю вас может поразить огромный выбор – по 600 позиций чая. Но не стоит слепо кидаться на того, у кого в прайсе строчек больше. Часто широкий выбор опирается на раздутую какую-то одну категорию, и чаще всего это ароматизированные сорта, где много дубликатов по разным ценам. Ищите того, у кого широко представлены все группы: чай с добавками, чаеподобные напитки, черный индийский (и Дарджилинги, и Ассамы), черный цейлонский, черный (или красный) китайский, пуэры шу (готовые) и пуэры шен (состаренные), улуны светлые, улуны темные; отдельно проведите анализ ассортимента зеленого чая, реализуемого в магазине оптового поставщика: «зеленка» должна быть представлена во всех ценовых категориях – от дешевой до дорогой, потому что это скажет вам о том, что компания умеет закупать не только масс-маркет, но и дорогие элитные позиции.
  • Проверка цены: опять-таки, удобнее делать это на примерах ваших действующих конкурентов, или в фирменных магазинах оптового поставщика. Как правило, наценки в магазинах примерно одинаковые. Поэтому можете попросить отвесить вам ароматизированные и чистые сорта разных поставщиков, и дома спокойно заварить и сравнить, что предлагает какой поставщик и по какой цене. Именно с подбором по цене связано одно из основных «нет» при подборе товаров и поставщика, о чем подробнее ниже.
  • Добросовестность поставщика – очень важно, чтобы чайная компания была прямым импортером, причем обратите внимание в анализе сайта и при разговорах с менеджерами компаний: импорт должен идти не только из Германии, но и из Китая, Индии и Цейлона. Так вы будете получать максимально свежий чай по более выгодным ценам.


Улитина Мария Руководитель отдела развития
maria

12 лет в чайном бизнесе. Помогла 267 партнерам открыть свой чайный магазин. Расскажу про все детали